
По состоянию на 1 января 2025 г., остаток денежных средств на счетах
региональных операторов достиг 137,7 млрд рублей, средний уровень доходности
по остаткам составил 13,3%. Среднегодовая доходность за 2024 г. установлена
в размере 13,7%.
Высокий средний уровень доходности по счетам отмечен в таких регионах, как
Московская область (23,1%), Ивановская область (18,9%), Пензенская область (18,9%),
Тверская область (18,2%), Красноярский край (18,2%), Новосибирская область
(17,1%), Кемеровская область – Кузбасс (16,2%).
При этом анализ данных о доходности от размещения средств фондов
капитального ремонта на счетах региональных операторов показывает,
что в большинстве субъектов Российской Федерации не в полной мере используется
возможность обеспечения доходности на остатки средств. Так, в 60 регионах
установлен уровень доходности ниже среднего по Российской Федерации. Крайне
низкий средний уровень доходности (ниже 5%) установлен в 19 регионах, отсутствие
доходности отмечено в 4 регионах.
Также необходимо отметить, что размер средств на специальных счетах
на отчетную дату составляет 299,3 млрд рублей. Большой объем неиспользованных
средств (в сравнении с годовым объемом начисления) на специальных счетах
установлен в 29 регионах.
Исходя из анализа правоприменительной практики, на сегодняшний день
капитальный ремонт многоквартирных домов, формирующих фонды на специальных
счетах, имеет низкую степень реализации. Одной из причин является неэффективное
планирование и использование собранных средств на специальных счетах.
Учитывая, что регулирование отношений в сфере обеспечения проведения
капитального ремонта относится к полномочиям органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, в целях повышения финансовой устойчивости
региональных программ капитального ремонта, Минстрой России рекомендует:
1) регулярно пересматривать действующие договоры банковского счета
и проводить конкурсные процедуры по отбору кредитной организации;
2) осуществлять контроль за принятием своевременных решений
о размещении временно свободных средств;
3) проводить разъяснительную работу, в том числе через средства массовой
информации, с собственниками помещений, формирующих средства капитального
ремонта на специальных счетах и владельцами специальных счетов о необходимости
размещать средства на специальных депозитах;
4) приведения договоров банковского счета, заключенных региональными
операторами с кредитными учреждениями, требованиям, установленным
Положением № 454, а также заключения таких договоров на выгодных условиях, в том
числе предусматривающих процент доходности на остатки средств на счетах;3
5) проведения региональным оператором конкурсной процедуры по отбору
кредитной организации по осуществлению банковского сопровождения договоров
подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества
многоквартирных домов;
6) реализации механизма оплаты населением взносов на капитальный ремонт
посредством системы быстрых платежей, как максимально эффективного
и безопасного способа оплаты.